Основным нормативно-правовым актом, содержащим положение об обеспечении безопасности участников образовательного процесса является закон РФ «Об образовании», который в пп.3 ч.3 ст.32 устанавливает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса.
Безопасные условия пребывания в образовательном учреждении – это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.
Основными направлениями деятельности администрации детского сада по обеспечению безопасности в детском саду является:
- пожарная безопасность
- антитеррористическая безопасность
- обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований
- охрана труда
В ДОУ приобретены и поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения: огнетушители, пожарные краны, осуществляется замена пожарных шлангов и кранов и т.д. Соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов. Согласно акту проверки по подготовке учреждения к новому учебному году нарушений требований пожарной безопасности в детском саду не выявлено.
В целях соблюдения антитеррористической безопасности в детском саду установлен сигнал тревожной кнопки. В начале учебного года издан приказ об организации охраны, пропускного и внутриобъектного режима работы в здании и на территории детского сада, который доводится до сведения каждого сотрудника учреждения.
Главной целью по охране труда в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и работающих в процессе труда, воспитания и организованного отдыха.
В МБДОУ №10г. Азова организована ежедневное дневное дежурство и дежурство в праздничные дни дежурными администраторами из числа штатного персонала Учреждения.
➢ В течение каждого учебного года проводится месячник безопасности, в рамках которого проводятся занятия с детьми с использованием наглядного обучающего оборудования.
➢ Обучение персонала Учреждения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях по плану и тематике, утвержденной заведующей;
➢ Все сотрудники проходят подготовку к выполнению обязанностей ГО и ЧС в соответствии с должностными обязанностями, возложенными приказами заведующей;
➢ В начале календарного года, в начале учебного года, а также перед длительными выходными и праздничными днями проводятся инструктажи всего личного состава сотрудников Учреждения. Помещения учреждения проверяются на предмет пожарной безопасности.
В МБДОУ№10 г. Азова созданы:
➢ Штаб ГО по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций:
- звено оповещения
- звено пожаротушения
- санитарный пост
- пост выдачи средств индивидуальной защиты
- звено эвакуации
Разработаны документы:
➢ Паспорт безопасности;
➢ Пожарная декларация;
➢ Комплексный план мероприятий по безопасности МБДОУ № 10 г. Азова
➢ Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
➢ Локальная схема оповещения персонала и посетителей о возникновении ЧС
➢ Схема оповещения и сбора персонала при угрозе и возникновении ЧС.
➢ Инструкции о порядке действий при угрозе возникновения ЧС природного и техногенного характера
➢ Инструкция по действию персонала в случае обнаружения сильно-действующих ядовитых веществ, а так же массового отравления иными реагентами имеющими пищевой или химико-бытовой характер.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, природного и экологического неблагополучия. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится небезопасным для него. В детском саду безопасность обеспечивается администрацией и самими работниками учреждения, а задача родителей - знать и проконтролировать выполнение базовых требований техники безопасности в том заведении, в которое они собираются отдать или уже отдали ребенка. В случае выявления несоответствий родители должны уведомить об этом ответственных лиц. У руководителя дошкольного образовательного учреждения есть ряд механизмов, с помощью которых он может контролировать и повышать безопасность детей, находящихся на территории ДОУ. При этом заведующий руководствуется общегосударственными и региональными законами, регламентирующими требования к детской безопасности[3; 6; 8; 9; 10; 11; 12]. Для выполнения поставленных задач и соблюдения нормативов руководитель издает приказы, совершенствует образовательный процесс, дает соответствующие распоряжения работникам детского сада, проводит ряд необходимых мероприятий с помощью специализированных организаций на договорной основе. Деятельность администрации по обеспечению безопасности жизнедеятельности в детском саду ведётся по следующим направлениям: - охрана труда работников сада; - охрана жизни и здоровья детей (пожарная, бытовая, личная безопасность, профилактика дорожно-транспортных происшествий); - гражданская оборона; - антитеррористическая защита. Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности в детском саду планомерно ведется в течение года: - разработка, корректировка и утверждение необходимой документации регулирующей вопросы безопасности в ДОУ; - контроль за соблюдением требований противопожарного, антитеррористического, контрольно-пропускного режима посетителями и сотрудниками ДОУ; - размещение наглядной агитации и памяток, обновление стендов безопасности актуальной информацией, проведение бесед с детьми и родителями на темы безопасности жизнедеятельности; - инструктажи и обучение сотрудников ДОУ по программам в следующих областях: «охрана труда», «пожарная, антитеррористическая и электро- безопасность», «гражданская оборона и чрезвычайные ситуации»; - проведение плановых медосмотров сотрудников; - проверка технического состояния и обслуживание первичных средств пожаротушения, АПС, домофонов, телефонной связи, КТС, вентиляции, электрооборудования и его заземления и т.д. - проверка эвакуационных выходов, подвальных помещений, крыши; - проверка качества огнезащитной обработки, при необходимости обработка деревянных конструкций огнезащитным составом; - проведение учебных эвакуаций сотрудников и воспитанников; - проведение обучающих занятий и мероприятий с воспитанниками по основным вопросам безопасности жизнедеятельности и т.д. На сегодняшний день ДОУ охраняется группой быстрого реагирования (ГБР), которая приезжает по сигналу кнопки тревожной сигнализации (КТС). На территории ДОУ приказом установлено несколько режимов безопасности, обязательных к соблюдению для всех сотрудников и посетителей ДОУ: противопожарный, антитеррористический, контрольно-пропускной. При несоблюдении требований данных режимов, нарушитель несет административную и уголовную ответственность. Особое внимание следует уделить безопасности территории ДОУ. В ДОУ обязаны четко выполнять требования безопасности к оснащению территории детского сада: - оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены; - игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам; - в весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя, уборке мусора, приведению декоративной обрезки кустарников, вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли; - в зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком. Огораживаются места возможного схода снега и падения сосулек сигнальной лентой; - воспитатели ДОУ в целях профилактики травматизма проводят контроль и страховку во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек); - инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН [8]. Дополнительные мероприятия для соблюдения требований безопасности к территории детского сада: - Проводится ежегодная обработка газонов от клещей; - Берется анализ на качество и безопасность воды; - Ведется контроль за своевременным вывозом мусора, скашиванием и уборкой травы, вырубкой сухостоя; - Всеми сотрудниками ДОУ ведется контроль за недопущением на территорию ДОУ животных (в особенности бродячих). Обо всех случаях появления бродячих животных вблизи детского сада сообщается в соответствующие инстанции. Физическая безопасность каждого ребенка заключается в создании условий гарантирующих защиту здоровья и жизни детей на протяжении всего образовательного процесса. Угрозой в данном случае могут рассматриваться как внешние (террористические, криминальные, неадекватное поведение взрослых), так и внутренние (технические состояние зданий и территории, наличие опасных участков и предметов). Для обеспечения безопасного нахождения малышей систематически проводится контроль состояния ДОУ внутренними комиссиями и проверяющими надзорных организаций. С воспитателями и педагогами проводится инструктажи по охране труда и организации охраны жизни и здоровья детей во время пребывания в детском саду. Детей отдавать разрешается только непосредственным родителям (законным представителям). Остальным людям (не моложе 16 лет) можно отдавать детей только с предварительного письменного согласия родителей. Каждый работник детского сада имеет инструкции и список телефонов экстренных служб (полиция, скорая помощь, пожарная и спасательная службы). Чтобы отработать четкие навыки у персонала и детей в случае ЧС, проводятся тренировочные занятия по эвакуации по составленному графику проведения тематических тренировок на год [1; 2; 4; 5]. При травме или плохом самочувствии ребенка ему оказывается первая медицинская помощь медсестрой детского сада, при необходимости вызывается скорая помощь. Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на педагогов в детском саду возложена миссия защиты и обучения ребенка правилам безопасной жизнедеятельности. В детском саду создаются педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей, правилами, при соблюдении которых их можно избежать или с правильными действиями в той или иной чрезвычайной ситуации. - В современных условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают свою работу в соответствии с новыми нормативными актами (федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы). - Работа по основам безопасности жизнедеятельности в ДОУ проводится в следующих образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие» в нашем детском саду организована на основе: «Основной образовательной программы дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 31 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга» [3]. - В связи с введением федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе разработаны формы образовательной деятельности по реализации данных областей. Основной целью данного направления является: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач: Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе; Воспитание грамотного участника дорожного движения; Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества. Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих принципов: - Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей упирается на уже освоенное в предыдущем); - Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей); - Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.) - Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал); - Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности); - Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов). После определения тематики, целей и задач встает вопрос: «С чего начать?» Этапы реализации данных задач выражаются в следующем: - 1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности; - 2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила; - 3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями. В настоящее время в нашем детском саду применяются различные способы обучения детей безопасному поведению: - Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций на которых изображены опасные ситуации, заставляющие думать и делать выводы о неправильном поведении; - Моделирование и анализ заданных ситуаций («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, а я остался один», «Как бы ты поступил?», «Я потерялся») - Знакомство с художественной литературой («Кошкин дом», «Как человек подружился с огнем», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Пожарные собаки»), использование технологии сказкотерапии. - Познавательные викторины «Мы знаем правила безопасности… на воде, в лесу, на проезжей части» и т.д. - Просматривание презентаций и мультфильмов из серии «Аркадий Паровозов», «Смешарики», «Азбука безопасности», «Фиксики» и т.п.; Учитываются при этом требования к информационной продукции[13], предназначенной для детей определённого возраста. Аспект информационной безопасности детей сегодня чрезвычайно актуален в связи с большим поступлением информационной продукции через интернет и телепространство. Родителями не всегда адекватно оценивается вред от просмотра детьми определённой продукции, поэтому для них также проводятся мероприятия по информационно-психологической безопасности детей. - Проведение игр-соревнований, подвижных игр, дидактических игр («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные предметы», «Ядовитые грибы и растения», «Собери дорожные знаки» и т.д. - Проведение бесед с представителями (инспекторами) отдела ГО и ЧС, полиции, пожарной части, ГИБДД; - Показательные занятия по эвакуации и с вызовом пожарной машины с последующим рассмотрением и объяснением по комплектации и оборудованию; - Конкурсы поделок и рисунков на тему безопасности; - Проведение родительских собраний на актуальные темы касающиеся безопасности детей; - Домашние задания для родителей по совместной работе с детьми по изучению правил безопасности в быту и по дороге в детский сад и т.д. Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые требуют особого внимания и мы, взрослые, должны обеспечить безопасное пребывание их в детском саду и подготовить к встрече с различными жизненными ситуациями. А в детском саду, все, начиная от руководителя до младшего обслуживающего персонала, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни, здоровья, за безопасность доверенных детей. Литература: Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребенок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ. М., 1998 (рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ). Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с. Основная образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 31 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербург. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс»», 2010г.-240ст. Основы безопасности дошкольников: Пособие для воспитателей дет. садов / В. А. Ананьев, Г. Ф. Безменова, B. C. Бобкова и др. / Под ред. В. А. Ананьева. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 332 с. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». 7. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы». / Под ред. Вераксы Н. Е.,Комаровой Т. С., М. А. Васильевой М. А. Издание 3-е исправленное и дополненное, Москва «Мозаика-синтез» 2014 г. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13). Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г № 198 – ФЗ (ред. от 09.05.2005 г.). Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181 –ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями от 09.05.2002 г). Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности (ред.от 09.05.2005 г.). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155). Концепция информационной безопасности детей