Пояснительная записка.
В настоящее время особое внимание уделяется
проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся
одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному
образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением
социально-политических и социально-экономических условий жизни, с
нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита
культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают
трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений
детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость
детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся
практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик
использования современных технологий социально-личностного развития
дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была
и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.
Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку
квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно
ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность
собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в
соответствии с культурными традициями общества.
Проект стандарта дошкольного образования, определяя
обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд
требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих
требований относятся:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе,
другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности
детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного
самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что
его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного
достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение,
выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по
собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к
окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от
социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка,
вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия,
уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям,
желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с
другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в
друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний,
согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за
другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка –
распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение
собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение
различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться,
соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Социально-личностное развитие дошкольников
многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель
педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой
сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется
поэтапно:
- сбор информации об индивидуальных личностных
особенностях воспитанников;
- перспективное планирование работы с детьми по
социально-личностному развитию;
- систематическая работа с детьми по
социально-личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных
проблем.
Большую роль в успешном социально-личностном
развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется
из администрации детского сада, воспитателей, , , музыкального руководителя.
Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе,
окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства,
активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогают в создании
драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и
семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для
обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по
социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план
работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с
работой детского сада использовать родительские собрания, консультации,
открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и
др.
Для реализации задач социально-личностного развития
детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень
профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка
в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и
понимания своеобразия Программы
развития и Образовательной программы ДОУ № 10
План- программа
по проблеме «Социально-личностное
развитие детей дошкольного возраста»
на 2020 – 2021 годы.
Цель: создание в детском саду условий,
способствующих позитивной социализации дошкольников.
Комплексно-целевая программа рассчитана на 1 год и
направлена на решение следующих задач:
создание благоприятной предметно-развивающей среды
для социального развития детей;
создание единой системы работы администрации,
педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по
социально-личностному развитию детей;
совершенствование стиля общения педагога с детьми:
придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения
и доверия детей;
формирование у детей основ личности будущего
гражданина;
профилактика у детей социально-личностных
проблем.
1. Название плана-программы.
«Современный дошкольник: его социально-личностное
развитие»
2. Пояснительная записка.
Авторы плана-программы.
Усенко Н.В. заведующий ДОУ №8,
Экспериментальная группа.
Колмыкова К.В. воспитатель,
Гаршкова Н.П. воспитатель
МИССИЯ муниципального дошкольного образовательного
учреждения центра развития ребенка – детского сада первой категории № 10 заключается
в удовлетворении потребностей семьи в:
· оздоровительной работе с ребенком;
· развивающей деятельности;
· развитие индивидуальных способностей, заложенных
в каждом ребенке.
· приобретение способностей, которые необходимы для
жизни в современном обществе
(основы правовой культуры,
нравственно-патриотического воспитания);
· готовности ребенка к дальнейшему обучению.
Обеспечение защиты жизненно важных интересов
каждого ребенка, создание условий для удовлетворения базовых потребностей,
обеспечивающих формирование и развитие ребенка-дошкольника в рамках
образовательного пространства, представляют суть процесса обеспечения его
безопасности и смыслом деятельности ДОУ.
Организация целенаправленной педагогической
деятельности для полноценного развития детей в соответствии с их
индивидуальными особенностями, социальными условиями, т.е. для эффективного
воспитания дошкольников, способствующего упорядочению процесса социализации.
3. Содержание проблем и обоснование
необходимости их решения проектным методом.
Актуальность плана-программы.
Повышение внимания педагогического коллектива
нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением
социально-политических и социально-экономических условий жизни, с
нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита
культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают
трудности в вопросах профилактики таких негативных проявлений детей как
грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир
волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко
становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие
их взрослые.
Обоснование плана- программы.
Изучение опыта работы воспитателей показывает, что
вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных
условиях вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у
воспитателей с большим педагогическим стажем. Анализ работы детского сада
показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей
практики воспитания дошкольников и современных требований общества, что
диктует необходимость создания системы работы по социально-личностному
направлению педагогов детского сада, как с детьми, так и с родителями.
Описание
Объект исследования – социализация дошкольников.
Предмет исследования – воспитание дошкольников в
процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении № 10.
Цель исследования – разработка методов и приёмов
воспитания дошкольников, способствующей позитивной социализации в дошкольном
образовательном учреждении.
Реализация данной работы в детском саду начнётся не
с нуля. Многие годы в ДОУ одним из направлений деятельности является
социальное - личностное развитие детей дошкольного возраста. Для успешной
реализации этого направления педагоги широко использует программы и
технологии
В.Н.Коновальчук Е.В.Иванкова, И.И.Мачуха «Жизнетворчество»
Р.М.Чумичева «Ребенок в социуме»
Г.Н.Калайтанова «Развитие представлений о человеке
в истории и культуре»,
Б.П.Никитин «Ступеньки творчества или развивающие
игры»
Л.А.Колунова, М.Г.Копытина «Как научить детей
играть» метод. рекомендации
Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова «Организация детской
игры в детском саду»
М.Д.Маханева, «Здоровый ребенок»,
Р.Б.Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного
возраста»(1998г),
Э.Я.Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного
движения»;
К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность
дошкольников»
Т.И.Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе»,
М.И.Чистякова «Психогимнастика» И.М.Коротков
«Подвижные игры»
Н.Н.Ефименко «Театр физического развития и
оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»
О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры»,
Опыт работы педагогического коллектива по данному
направлению обобщен педагогами ДОУ. Кроме этого обобщён опыт работы по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях
дошкольного образовательного учреждения посредством театрализованной
деятельности в детском саду. Неоднократно коллектив ДОУ принимал активное
участие областных смотрах-конкурсах по безопасности дорожного движения.
Работая по данным программам, мы пришли к выводу,
что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших
проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и
нашей жизнью.
Процесс развития личности – это этап развития
отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью и отцом. На
данный момент в детском саду продолжает развитие социальное партнёрство
педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы. Поэтому мы
стараемся привлечь родителей к работе по данной проблеме, выработать единую
систему требований в дошкольном учреждении и в семье.
Есть необходимость в оптиматизации и
индивидуализации педагогического общения персонала с воспитанниками.
Реализация плана-программы поможет детям в сложном
процессе вхождения в мир людей, позволит развить умения адекватно
ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность
собственной личности и других людей.
4. Цель и задачи плана-программы.
Цель плана-программы: создание в детском саду условий, способствующих
позитивной социализации дошкольников.
Задачи плана-программы:
- создание благоприятной предметно-развивающей
среды для социального развития детей;
- создание единой системы работы администрации,
педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по
социально-личностному развитию детей;
- совершенствование стиля общения педагога с
детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться
уважения и доверия детей;
- формирование у детей основ личности будущего
гражданина;
- профилактика у детей социально-личностных
проблем.
Сроки реализации плана-программы.
Реализация плана-программы рассчитана на один
учебный год.
Этапы реализации плана-программы :
1 этап: «Диагностика» (сентябрь):
- подготовка диагностического инструментария;
- определение исходного состояния работы по социально-личностному
развитию детей.
2 этап: «Мотивационная основа» (октябрь-декабрь):
- организация обучения педагогов по проблеме
(консультации, педсовет, семинар);
- организация самообразования педагогов;
- создание творческой группы;
- создание ПМПк.
3 этап: «Практика» (в течение учебного года):
- работа с детьми.
4 этап: «Работа с родителями»
(январь-февраль):
- организация консультативно-просветительской
помощи родителям (консультации, тренинги).
5 этап: «Анализ» (май):
- анализ состояния психологического здоровья
детей.
анализ выполнения программы «Детство» по
социальному воспитанию детей;
6 этап: «Предметно-развивающая среда»
(июнь-август):
- переориентация предметно-развивающей среды на
развитие личности каждого ребёнка.
5. Ожидаемые результаты.
Предполагаемая модель личности выпускника ДОУ
№10
1. Человек – творец самого себя:
* демонстрация самооценки: умение видеть
достоинства и недостатки (без угнетения, чувства неполноценности и
комплексов);
* уверенность в своих способностях, вера в себя и в
свою уникальность: "любящий себя";
* стремление взяться за новые для себя задачи.
2. Мировоззрение, мироощущение, осмысленность
личной жизни:
* элементарные представления о современной научной
картине мира;
* обществоведческие представления;
* умения рассказывать о своей Родине, народе, о
наиболее важных событиях истории; чувство гордости за Отчизну, Донской край,
свой род;
* представления о смысле жизни, идеале, счастье;
* представления о жизненном целеполагании
(целеустремленность).
3. Личностные качества (черты характера):
* стремление к обретению свободы, внутренняя
свобода;
* умение сдерживать непроизвольные эмоции и
желания;
* умение регулировать свое поведение и естественную
двигательную активность;
* решительность, смелость, умение преодолевать
неуверенность, страх;
* честность, правдивость;
* умение правильно оценивать критические замечания,
преодолевать в себе апатии в случае неудачи;
* терпение, умение переносить трудности.
4. Уважение к окружающим, культура поведения
(общения):
* умение жить так, чтобы людям, находящимся рядом,
было хорошо;
* желание творить добро и милосердие, не ожидая
пока попросят о помощи;
* умение устанавливать дружеские отношения: интерес
к людям, общительность;
* умение работать в сотрудничестве со сверстниками:
терпимость, уступчивость;
* готовность идти на контакт, доброжелательность;
* умение самостоятельно разрешать конфликты мирным
путем;
* уважение к окружающим: умение приветствовать,
чувство меры в общении;
* установление межличностных отношений с
педагогами;
* умение аргументировано отстаивать свою точку
зрения перед ровесниками и взрослыми;
* культура речи: умения слышать и слушать, понимать
смысл текста и простых понятий, говорить разборчиво, законченными фразами,
использовать речь как инструмент мышления, связно и бегло излагать свои
мысли, использовать собственный богатый словарный запас (без вульгарщины).
5. Отношение к труду, деятельности,
обязанностям:
* добросовестность;
* старательность;
* организованность;
* самостоятельность в работе;
* умение творчески подходить к работе;
* умение не мешать окружающим;
* умение ценить работу и творческие способности
других людей;
* уважительное отношение к материальным ценностям.
6. Интеллектуальное развитие:
* владение приемами мыслительной деятельности:
анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения;
* развитие качеств мышления (алгоритмического,
логического, комбинаторного), необходимых для применения знаний на практике;
* умение решать логические и творческие задачи;
* умение ориентировать в справочной,
художественной, научно-популярной литературе;
* умение и желание организовать себя;
* стремление в интеллектуальному саморазвитию.
7. Здоровье и здоровый образ жизни:
* физически и психически здоровый ребенок,
относящийся к своему здоровью и здоровью других людей как к важной личной и
общественной ценности;
* умения и навыки правильного выполнения
естественных движений;
* потребность в ежедневных самостоятельных занятиях
физическими упражнениями;
* представления о здоровом образе жизни, правилах
личной гигиены, охране и укреплении здоровья;
* знание и применение правил безопасности и
безопасного поведения;
* умения распознавать и оценивать опасные ситуации,
определять способы защиты от них.
8. Творческое развитие, эстетическая культура:
* умения и навыки, связанные с воображением и
фантазией, эмоциональной памятью и другими психическими процессами, лежащими
в основе творческой деятельности;
* умения перевоплощаться через пластические и
ритмические характеристики образов природы и предметного мира;
* способность сопереживать и подражать, выражать
собственные чувства и эмоции с помощью движений, мимики, жестов, интонации;
* умения выражать свои чувства с помощью языка
изобразительного искусства;
* умения выразить через танец свое творческое
начало;
* навыки работы с глиной, владение приемами поиска
и создания образа;
* первоначальные музыкально-практические умения и
навыки пения в хоре;
* умение отличать прекрасное и безобразное в
природе, искусстве, жизни, труде, общении, учении;
* представления об эстетической мере;
* умение аккуратно и красиво оформлять свои работы.
9. Отношение к природе:
* знания о предметах и явлениях природы;
* представления о сложившихся противоречиях между
обществом и природой, путях их разрешения;
* о реальных экологических проблемах, вставших
перед людьми;
* убеждения в необходимости охраны природы как в
своем крае, так и в своей стране, на всей планете;
* умения, позволяющие участвовать в практической
деятельности по охране природы, не вредить окружающей среде.
На локальном уровне:
- обеспечение эмоционального комфорта субъектам
педагогического общения;
- развитие у детей таких личностных качеств как
самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного
достоинства;
- обновление предметно-развивающей среды для
обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования
его личности;
- повышение уровня педагогической культуры
родителей.
7. Кадры.
Коллектив ДОУ имеет большой опыт в плане работы по
программам социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Следующим этапом достижения главной задачи дошкольного образования (развитие
личности ребёнка, формирование осознанного принятия ценностей ЗОЖ и регуляция
детьми своего поведения в соответствии с ними) будет создание в детском саду
условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. Педагогический
состав ДОУ хорошо разбирается в данной проблеме и способен реализовать
проект.
|