10.08.2020
Эффективные методы познавательного развития детей в дошкольном возрасте
Вопросы для обсуждения:
- Понятие и содержание познавательного развития детей в ДОУ.
- Особенности познавательного развития детей в разных возрастных группах.
- Формы работы по развитию познавательной деятельности дошкольников.
Понятие и содержание познавательного развития детей в ДОУ.
Дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию. Задача педагогов – используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) устанавливает, что содержание образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Познавательное развитие предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Достигается это за счет опоры на основные принципы ФГОС ДОО, один из которых – реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Образовательная область «Познавательное развитие» ФГОС ДО включает:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.
Важный принцип дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательными действиями называют активность детей, при помощи которой они стремятся получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Таким образом, познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.
Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Стадии развития познавательной деятельности дошкольников:
- Любопытство. Характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребенок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
- Любознательность. Представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.
- Познавательный интерес. Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
- Познавательная активность. Основой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.
Следует не допускать факторы, которые тормозят развитие детской познавательной активности:
- авторитарный стиль взаимодействия взрослого с ребенком;
- угроза наказания за неуспешное действие;
- оценочный подход к действиям и личности ребенка;
- постоянная критика в адрес ребенка;
- эмоциональное отвержение ребенка;
- отсутствие творческой атмосферы в педагогическом коллективе (шаблонность).
Таким образом, познавательное развитие детей дошкольного возраста должно способствовать достижению следующего целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
Условие, которое способствует развитию познавательной активности воспитанников, – создание благоприятного психологического микроклимата в детском коллективе, доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Особенности познавательного развития детей в разных возрастных группах.
Конкретное содержание образовательных областей Программы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.
Цели познавательного развития определены ФГОС ДО и примерно одинаковы для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ).
В первой и второй младших группах (2-4 года) особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребенке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т.е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены.
Для воспитанника 2-4 лет задачи познавательного развития будут следующими:
- создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка;
- поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;
- развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;
- учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
- развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;
- развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;
- формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.
В средней группе (4-5 лет) дети продолжают расширять свои представления о мире, обогащать словарный запас. Целью воспитателя является создание условий для самостоятельного исследования детьми. Для этого возраста основные задачи таковы:
- обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
- формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
- формировать и расширять представления о себе, своей семье, гендерной принадлежности;
- поддерживать свободный разговор ребенка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений;
- способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с детьми.
В старшей группе (5-6 лет) ребята не менее любознательны, чем на предшествующих этапах дошкольного образования, однако с возрастом у них совершенствуется усидчивость, способность на более длительное время концентрироваться на интересующем предмете, стремление к самостоятельному опытному поиску ответов на вопросы, возрастает чувство ответственности.
Для воспитанников 5-6 лет актуальны следующие задачи:
- расширение представлений о свойствах объектов окружающей среды (материале, ритме, количестве, части и целом, динамике и покое и т.д.) и их причинно-следственных взаимосвязях;
- пополнение знаний о планете Земля, о родном городе и своем Отечестве, обычаях и традициях народа;
- освоение умений и навыков, требующихся будущему школьнику: находить нужную информацию в справочных источниках, пользоваться детскими энциклопедиями, пытаться выделять основную мысль в материале;
- вовлечение ребят в проектную деятельность – как индивидуальную, так и групповую с распределением ролей;
- расширение спектра интересующих детей тем, развитие навыка приводить аргументы в беседе.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) подводятся итоги воспитательной работы всех предыдущих лет пребывания ребенка в детском саду. К этому времени у воспитанников должна сформироваться привычка следовать определенному режиму дня, а также развиться навык самостоятельно наблюдать и анализировать информацию. Ставятся следующие задачи познавательного развития дошкольников:
- приумножать знания детей об окружающей среде;
- обучить ребят рационально распределять время, составлять план и действовать по нему, делать выводы;
- научить воспитанников пользоваться детскими приборами для опытов;
- устно комментировать процесс познания в целях развития речевой культуры;
- создавать подходящие условия для самостоятельного исследования дошкольниками окружающей среды.
ФГОС ДО признана необходимость построения индивидуального образовательного маршрута ребенка. Это связано с тем, что рабочие программы рассчитаны на среднего дошкольника, однако часто в группах есть как отстающие, так и одаренные дети. Первым тяжело осваивать программу наравне с группой, а вторые могут потерять мотивацию в обучении из-за слишком простых и скучных заданий.
Развитие познавательных способностей дошкольника является главной задачей создания индивидуального образовательного маршрута. Для успешного планирования такого маршрута требуется регулярный мониторинг, позволяющий отследить, насколько успешно дети справляются с образовательной программой. При построении и реализации образовательного маршрута должны учитываться следующие компоненты:
- постановка цели в соответствии с ФГОС ДО;
- система обучения, в которой каждому учебному предмету отводится свое место и роль;
- определенная методика преподавания, конкретные приемы и педагогические технологии;
- инструменты для комплексных диагностик;
- создание условий для достижения поставленных целей;
- планирование результатов, которых ребенок должен достичь к моменту перехода к школьному обучению.
Необходимо принимать во внимание, является ли ребенок отстающим или одаренным, учитывать его особенности и потребности, а также возможности и ресурсы ДОУ для удовлетворения этих потребностей.
Для достижения целей ФГОС ДО важно разделение пространства на тематические зоны, что необходимо организовать уже с младшей группы, чтобы дети могли заниматься исследованиями. Однако для разных групп уголки познавательного развития стоит оформлять по-разному.
Для детей 3-4 лет такую зону можно не оформлять отдельно, однако в каждом уголке для ребенка должна быть возможность что-то исследовать. К примеру, книжный уголок. Даже для ребенка, который еще не умеет читать, приобщение к детским книгам с картинками является важным познавательным моментом: малыш прикасается к книгам, осязает их материал, рассматривает картинки, учится бережному обращению с книгой.
В уголке конструирования ребенок может найти различные материалы (пластилин, пластмассовые конструкторы, мягкие модули и др.), с которыми будет учиться работать, изучать их свойства.
В средней группе можно оформить небольшой уголок для экспериментирования под наблюдением воспитателя. Для этого подойдут простые материалы для опытов: листья, вода, песок, деревянные брусочки.
В старшей и подготовительной группах детям должны быть доступны более сложные материалы для изучения, больше места и возможностей заниматься познавательной деятельностью как в группе, так и самостоятельно.
Таким образом, условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех познавательной области на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Формы работы по развитию познавательной деятельности дошкольников.
В дошкольном возрасте целесообразно использовать следующие формы взаимодействия с детьми, способствующие познавательному развитию:
- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
- использование дидактических игр;
- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определенных видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, выделяют:
- организацию решения познавательных задач;
- применение экспериментирования в работе ДОУ;
- использование проектирования.
В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Главное достоинство этого метода заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребенок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры. Так, для малыша 3-4 лет познавательное развитие возможно через совершенствование конструктивных умений: играя с кубиками, ребенок учится расставлять их в нужном порядке, сооружать из них разные башни и другие предметы, называть правильно конструкторские материалы (кубики, кирпичики, пластинки и др.). С конструктором дошкольник учится объединять объекты по сюжету, например, из кубиков он может построить дом, а из пластин – скамейку и подъездную дорожку. Все окружающие малыша предметы должны быть яркими и привлекательными, иметь понятную форму, цвет и назначение. Младшие дошкольники охотно играют с предметами, напоминающими бытовое окружение взрослых: пластиковая посуда, кукольная одежда, миниатюрные приспособления для уборки и т.п. Таким образом дети пытаются подражать взрослым, в первую очередь родителям, и постепенно познают мир повседневного быта. На занятиях с младшими дошкольниками игрушки могут способствовать повышению мотивации детей: давать детям задание, выслушивать ответы ребят, оценивать их поступки.
В средней группе необходимо разделение пространства на познавательные зоны: музыкальная, живой уголок, математический уголок, зона для совместных игр, зона с книгами и др. Это обеспечивает дошкольникам возможность самостоятельно исследовать окружающую обстановку, по возможности кооперироваться вместе, но при этом не мешать друг другу. А во время режимных моментов можно увлечь детей экспериментами: на прогулке, выливая ведерко воды в песок, легко объяснить детям, как получается грязь. Можно сравнивать с воспитанниками виды дождя: «грибной» дождь, который идет в ясную солнечную погоду, и ливень на фоне большого скопления туч. Это делает досуг детей не только интересным, но и полезным. Дошкольники очень впечатлительны, им нужна пища для размышления. Чем старше они становятся, тем с более сложными свойствами предметов, а затем и с устройством мира они могут знакомиться.
Для познавательного развития детей 5-6 лет важной становится сюжетно-ролевая игра с правилами. Для ребят из подготовительной группы этот вид активности также актуален. Именно через такую игру дети учатся командной работе, соблюдению правил, следованию своей ролевой модели. Например, игра в магазин позволяет ребятам решать следующие познавательные задачи: учиться взаимодействию друг с другом в рамках своих ролей, совершенствовать навыки счета, развивать воображение (когда дети придумывают заместители платежных средств из подручных материалов – листиков, пуговиц и т.п.).
Воспитателю старших групп стоит обратить особое внимание на дидактические игры. В них перед детьми ставятся задачи, требующие сосредоточенности, усидчивости, умственных усилий, умения действовать последовательно. Они развивают у детей умение играть в команде, быть уступчивым или, наоборот, настойчивым, самостоятельно регулировать свое поведение, стимулируют познавательную активность и инициативу.
Важно, чтобы во время дидактической игры воспитатель создавал максимально непринужденную атмосферу, в которой дети бы не чувствовали, что их специально чему-то обучают. В конце любой игры важно подведение итогов и устная похвала воспитателя. В младшей и средней группах требуется больший контроль со стороны воспитателя в процессе игры, нежели в старших. Если первые нуждаются в подробном объяснении правил и контроле за их соблюдением, то для детей 5-7 лет важна возможность проявления самостоятельности.
Любой вид деятельности, направленной на познавательное развитие дошкольника, важно сопровождать наглядными приемами обучения. Таковыми являются картинки, схемы, видеоролики, презентации и др. При этом назначение наглядного материала можно разделить на 2 группы: для демонстрации и для иллюстрации. Первая помогает направить внимание дошкольников на конкретные свойства и внешние характеристики объектов. Например, в живом уголке воспитатель показывает детям ежа, объясняя, что спина и бока у него колючие, т.к. на них есть иголки, а живот гладкий, поскольку на нем их нет. На плакатах по физическому воспитанию может демонстрироваться, как правильно детям выполнять те или иные упражнения: наклоняться, прыгать, потягиваться. Иллюстрация же полезна при объяснении детям нового материала и помогает воспитанникам лучше представить, о чем идет речь. Со старшими дошкольниками можно мастерить лэпбуки – раскладные книжки с картинками и схемами о результатах исследований детьми определенной темы.
Другим важным приемом в обучении детей в ДОУ является наблюдение. Перед ребенком ставятся познавательные задачи, для решения которых ему нужно понаблюдать за объектами внешнего мира, проанализировать их, сравнить, поразмышлять об их свойствах, сделать выводы. Элементы наблюдения можно вводить на отдельных занятиях (например, на занятии по естествознанию ребята могут наблюдать за поведением кошки с котятами, рыбок в аквариуме), во время прогулок (наблюдение за действием ветра на деревья и листья), в ходе экскурсий (в зоопарк, океанариум и другие места, где дети могут всматриваться в процессы, происходящие в живой природе, наблюдать за животными, людьми, объектами внешней среды).
Для детей в средней группе зимой можно создать уголок, в котором будут размещены предметы, относящиеся к холодному времени года. Они должны быть понятными и легкодоступными, чтобы ребенок мог самостоятельно их рассматривать, играть с ними и составлять свое представление о зиме. Хорошо, если там также будут поделки, сделанные самими детьми. В течение года этот материал необходимо обновлять и актуализировать, чтобы ребята постоянно получали новую пищу для размышлений и самостоятельного исследования. Подобные стенды хороши для оформления разных тематических уголков.
Практические приемы обучения помогают детям глубже окунуться в познание окружающей действительности. Эти методы часто эффективнее дидактических игр. Например, достаточно один раз попробовать на вкус лимон, чтобы понять, что он кислый, и это будет эффективнее, чем рассматривать этот фрукт на картинках и слушать о его свойствах.
Экспериментирование – лишь один из практических приемов обучения. Другой прием, который можно отнести к этой категории, – это упражнения. Именно в результате упражнений у детей формируются и закрепляются практические навыки и умения. Упражнения должны выстраиваться по принципу «от простого к сложному» и соответствовать способностям и возрастным особенностям ребенка.
Из словесных приемов обучения наиболее эффективны для познавательного развития детей беседа и развитие связной монологической речи. В обоих вариантах ребенок учится формулировать свои мысли, наблюдать реакцию собеседника на свои слова, находить аргументы. В ходе беседы дошкольник значительно пополняет свой багаж знаний.
Познавательное развитие – один из наиболее важных критериев общего развития ребенка. Именно в дошкольном детстве самые благоприятные возможности для раскрытия познавательного потенциала. Безусловно, это длительный процесс, который нуждается в контроле и диагностике в целях отслеживания успешности освоения ребенком программы ДОУ. Достигается это через мониторинг познавательного развития дошкольников.
Задачами мониторинга принято считать:
- оценку динамики развития познавательных процессов воспитанников;
- установление результативности развивающей работы в группе (выявить сильные стороны или недостатки такой работы);
- предоставление информации педагогам, родителям, администрации для определения мероприятий по созданию благоприятных условий в организации познавательного развития детей.
Критерии оценки можно использовать следующие (с учетом возрастных особенностей детей и состояния здоровья):
- умение формулировать проблемы воспитанниками;
- грамотное формулирование вопросов;
- построение алгоритма действий для решения проблемы;
- выдвижение гипотез;
- выбор способов исследования;
- умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
- наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
- степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
- способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.
Именно в процессе познания и исследования удовлетворяется природное любопытство дошкольника. Занятия, насыщенные познавательной активностью, доставляют огромное удовольствие маленьким экспериментаторам. Вместе с тем именно в этом возрасте закладывается база для формирования аналитических способностей у ребенка, а также формируется багаж знаний об окружающем мире.
Таким образом, развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что самым положительным образом скажется на его умственном развитии.