08.04.2024
«Что должны знать
родители о ФГОС ДО»
Мы уже знаем, что
введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации
содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку
равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного
образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям
дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного
возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не
суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств,
в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от
общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая
предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной
деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта
начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не
предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Здесь
необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования
к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального
образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного
периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет
упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться
уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный
процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит
специфике развития детей дошкольного возраста.
Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не
три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре
программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС
указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является
раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества
(качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести
в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный,
активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
Основная общеобразовательная программа
помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она
призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть
успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым
дошкольным учреждением.
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на
позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься
с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной
деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей
дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие»
рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как
дидактической формой учебной деятельности.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит
сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа
дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности
дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так
как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться
от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально
организованной деятельности уже давно назрела.
Ведущими видами
детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить,
что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с
детьми.
Содержание
основной программы включает совокупность образовательных областей, которые
обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным
направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и
художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей –
развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования,
лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.
Образовательные
области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы
детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в
образовательной программе дошкольного образования.
Если говорить о содержании дошкольного образования, то необходимо
отметить, обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:
- принцип развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка;
- принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям
полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и
задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться
к разумному "минимуму")
- принцип интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Программа
строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в
структурировании программного материала.
Все
образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает;
познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и
взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и
взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка
целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль
взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по
физической культуре участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры,
эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществляет подбор
музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок,
гимнастик и др.
- комплексно-тематический принцип
построения образовательного процесса;
В соответствии
с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС
предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых
приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и
проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему
занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями
являются Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные
праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань
уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых
можно ждать. Проектная
деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип
заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или
ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный
человек может стать успешным.
- решение программных образовательных
задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная
деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской
деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов) и самостоятельной деятельности детей;
Изменяется способ организации детских
видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская)
деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный
контекст развития в дошкольном детстве.
- взаимодействие с родителями;
Документ
ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в
реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка
в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его
личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса,
участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них
доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
- И что еще очень важно, основная
программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными
основными программами начального образования, чего не было ранее.
Перспектива реформирования
дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной
сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного
дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как
полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает
фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не
только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким
образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует
воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна
развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые
обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:
Желание сделать жизнь в детском саду
более осмысленной и интересной.
Создание условий для того, чтобы
воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы,
специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс и многое другое.
Попытка повлиять на сокращение и упрощение
содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления
целевых ориентиров для каждой образовательной области.
Стремление к формированию инициативного,
активного и самостоятельного ребенка.
Отказ от копирования школьных технологий и
форм организации обучения.
Ориентация на содействие развитию ребенка
при взаимодействии с родителями.